Налоги - это вклад в развитие страны! И ответственный бизнес всегда стремится выполнять свои обязательства перед государством честно и прозрачно.
Но это не значит, что нужно платить больше, чем положено! Давайте разберемся, как оптимизировать налоговую нагрузку, не нарушая закон.
❶ Выводим прибыль через премию (применимо к компаниям на ОСНО)
Суть: выводим прибыль не через дивиденды, а в виде премии. Почему так? Потому что в этом случае ставка страховых взносов для малого и среднего предпринимательства(МСП) 15%, и это меньше, чем налог на прибыль - 20% (а в следующем году все 25%).
Как это может выглядеть на примере:
Григорий собственник небольшой производственной компании, которая имеет следующие показатели:
Первым делом Григорий подписывает соответствующее распоряжение. И теперь из 20 млн. руб. 26,08% будут съедены страховыми взносами и НДФЛ. Но что же останется?
20 млн. * 26,08% = 5,216 млн. руб.
20 млн. - 5,216 млн. = 14,784 млн. руб. (осталось)
Итого: разница с первым вариантом 14,784 млн. - 13,92 млн. = 864 тыс.
❷ Заём себе любимому. Как заработать на собственном бизнесе (осторожно!)
Если вашей компании нужны деньги на развитие, то вместо того, чтобы брать кредит в банке, вы можете выдать заём своей собственной компании. Да, это значит, что у вас должны быть собственные накопления. Да, звучит это немного странно, и тем не менее.
Как это работает?
♀ Налоговая может заподозрить, что всё это фикция. Поэтому:
❸ ДМС: Экономим на здоровье?
Расход на ДМС включается в фонд оплаты труда компании. При этом добровольное медицинское страхование не облагается НДФЛ. А значит сумма, выделенная на этот вид страхования, останется не тронутой налоговой.
Главное соблюдать некоторые моменты:
А теперь расскажу про более распространённые и известные способы уменьшения налогов:
✦ Правильный выбор системы налогообложения
Налоговая реформа очень сильно повлияет на этот выбор.
Важно:
Надо понимать что ваш бухгалтер должен постоянно быть в курсе изменений налогового законодательства на всех уровнях (страна, регионы, мун. образования). Сегодня могут быть льготы для IT, завтра для оборонки, потом для сельского хозяйства или легкой промышленности и так далее. Соответственно ваш специалист должен понимать “входит” ли в эти льготы компания, имеются ли необходимые документы и какие шаги нужно предпринять для получения льгот.
✦ Правильная структура бизнеса
Правильная структура - это не обязательно полная структура и штат сотрудников. Это оптимизированная команда, которая решает только свои конкретные задачи. Не стоит "перенаселять" компанию ненужными отделами, ведь это может привести к дублированию функций и неэффективному расходованию ресурсов.
✦ Грамотная система учёта
Об эффективности грамотного финучёта можно судить по результатам оптимизации процессов в компании (по кейсам), по оцифровке всех финансовых показателей, по правильности гипотез и выводов на основе оцифрованных данных и тд
✦ Работа со специалистами на аутсорсе
Этот подход мне особенно близок, ведь аутсорс позволяет избежать налогов на работника, страховых взносов и прочих платежей. По сути, это чистый расход, который можно вычесть из выручки. А для небольшой компании это возможность получить высококвалифицированного специалиста по доступной цене.
Источник
Но это не значит, что нужно платить больше, чем положено! Давайте разберемся, как оптимизировать налоговую нагрузку, не нарушая закон.
❶ Выводим прибыль через премию (применимо к компаниям на ОСНО)
Суть: выводим прибыль не через дивиденды, а в виде премии. Почему так? Потому что в этом случае ставка страховых взносов для малого и среднего предпринимательства(МСП) 15%, и это меньше, чем налог на прибыль - 20% (а в следующем году все 25%).
Как это может выглядеть на примере:
Григорий собственник небольшой производственной компании, которая имеет следующие показатели:
- Доход за квартал: 55 млн. руб.
- Расходы: 35 млн. руб.
- Соответственно, прибыль до налогов: 20 млн. руб.
- Налог на прибыль: 20 млн. * 20% = 4 млн. руб.
- НДФЛ с дивидендов: (20 млн. - 4 млн.) * 13% = 2,08 млн. руб.
- Дивидендами Григорий получит: 20 млн. - 4 млн. - 2,08 млн. = 13,92 млн. руб.
Первым делом Григорий подписывает соответствующее распоряжение. И теперь из 20 млн. руб. 26,08% будут съедены страховыми взносами и НДФЛ. Но что же останется?
20 млн. * 26,08% = 5,216 млн. руб.
20 млн. - 5,216 млн. = 14,784 млн. руб. (осталось)
Итого: разница с первым вариантом 14,784 млн. - 13,92 млн. = 864 тыс.
Дельный совет: Понимаю, что отдых на пляже или новая машина - это великие соблазны, но “добытые” таким образом деньги я бы посоветовала распределить по фондам компании (на бонусы сотрудникам, в качестве подушки безопасности, в фонд обучения сотрудников, фонд модернизации и обновления и так далее). Пусть это будет своеобразная профилактика здоровья компании. Ну и, конечно, надо понимать, что фонды - это не пространство под матрасом, а накопительный счёт с процентами, страховкой и тд.
❷ Заём себе любимому. Как заработать на собственном бизнесе (осторожно!)
Если вашей компании нужны деньги на развитие, то вместо того, чтобы брать кредит в банке, вы можете выдать заём своей собственной компании. Да, это значит, что у вас должны быть собственные накопления. Да, звучит это немного странно, и тем не менее.
Как это работает?
- Вы оформляете заём на свою компанию. Например, на 3 миллиона рублей под 25% годовых.
- Компания ежемесячно выплачивает вам проценты. В нашем случае это будет 62 500 рублей.
- Вы платите с этих процентов НДФЛ. 8 125 рубля уйдёт на налог, а на руки вы получите 54 375 рублей.
- Компания учитывает проценты как расход. Это снижает её налоговую базу по налогу на прибыль или УСН.
- Будьте честны с собой. Честно берём свои деньги и несём\переводим в компанию.
- Чётко следуйте договору. Регулярно переводите тело займа и вовремя выплачивайте проценты.
- Используйте рыночную ставку. Процент кредитования не должен сильно отличаться от того, что предлагают банки в данный момент.
- Документируйте всё. Сохраняйте все платежные документы, выписки.
- Будьте готовы обосновать свой заём. Если налоговая начнёт проверку, вам нужно будет доказать, что это не схема для уклонения от налогов.
❸ ДМС: Экономим на здоровье?
Расход на ДМС включается в фонд оплаты труда компании. При этом добровольное медицинское страхование не облагается НДФЛ. А значит сумма, выделенная на этот вид страхования, останется не тронутой налоговой.
Главное соблюдать некоторые моменты:
- Максимальный размер затрат на ДМС – 6% от фонда оплаты труда (если компания предоставляет санаторно-курортное лечение или тур. путёвки, их стоимость тоже должна быть включена в эти 6%).
- Договор ДМС должен быть заключён на срок не менее года.
- Страховая компания должна иметь лицензию.
- На ДМС выделяется 3,96 млн. То есть 6% от 66 млн.
- Компания сэкономит на налоге на прибыль 792 тысяч рублей (20% от 3,96 млн) в год.
- Повышение привлекательности рабочего места.
- Снижение затрат на лечение сотрудников за счёт компании.
- Улучшение здоровья сотрудников.
А теперь расскажу про более распространённые и известные способы уменьшения налогов:
✦ Правильный выбор системы налогообложения
Налоговая реформа очень сильно повлияет на этот выбор.
Важно:
- делать расчёты и определяться нужно прямо сейчас;
- не ошибитесь в выборе, это будет вам очень дорого стоить!
Надо понимать что ваш бухгалтер должен постоянно быть в курсе изменений налогового законодательства на всех уровнях (страна, регионы, мун. образования). Сегодня могут быть льготы для IT, завтра для оборонки, потом для сельского хозяйства или легкой промышленности и так далее. Соответственно ваш специалист должен понимать “входит” ли в эти льготы компания, имеются ли необходимые документы и какие шаги нужно предпринять для получения льгот.
Примечание: осенью в журнале "Финансовый директор" по этой теме выйдет большая статья с актуальной информацией для разных регионов. Можете её смело рекомендовать к прочтению вашему бухгалтеру. "Бизнес Гарант" при этом выступит экспертом по налоговым льготам.
✦ Правильная структура бизнеса
Правильная структура - это не обязательно полная структура и штат сотрудников. Это оптимизированная команда, которая решает только свои конкретные задачи. Не стоит "перенаселять" компанию ненужными отделами, ведь это может привести к дублированию функций и неэффективному расходованию ресурсов.
✦ Грамотная система учёта
Об эффективности грамотного финучёта можно судить по результатам оптимизации процессов в компании (по кейсам), по оцифровке всех финансовых показателей, по правильности гипотез и выводов на основе оцифрованных данных и тд
✦ Работа со специалистами на аутсорсе
Этот подход мне особенно близок, ведь аутсорс позволяет избежать налогов на работника, страховых взносов и прочих платежей. По сути, это чистый расход, который можно вычесть из выручки. А для небольшой компании это возможность получить высококвалифицированного специалиста по доступной цене.
Источник









