Новости Когда доступ к кошельку под вопросом: что такое заморозка криптоактивов

MISTER X

Гуру проекта
Команда форума
Судья
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Координатор арбитражей
Регистрация
7/2/15
Сообщения
10.801
Репутация
14.165
Реакции
36.181
USDT
0
Депозит
18 000 рублей
Сделок через гаранта
23
Когда доступ к кошельку под вопросом: что такое заморозка криптоактивов


Мнение

Криптовалюты подарили людям беспрецедентную финансовую свободу и контроль над своими денежными средствами. Однако, со временем это достоинство перестало быть безусловным — в частности, из-за распространения практики «заморозки» активов.


Обычно под «заморозкой» криптоактивов понимают временное ограничение возможности пользователя распоряжаться своими накоплениями. Формально пользователь продолжает ими владеть, но не может совершать с ними транзакции до снятия заморозки. В отличие от конфискации или изъятия, заморозка не означает окончательную потерю денежных средств и, по крайней мере теоретически, может быть обратимой.

Сама по себе технология блокчейна не предусматривает единого и универсального механизма заморозки. Напротив, децентрализованные блокчейны изначально проектировались как системы, устойчивые к цензуре и ограничениям свободы распоряжаться монетами. По общему правилу, если пользователь самостоятельно контролирует закрытый ключ от своего кошелька, никакая внешняя сторона не может запретить ему инициировать транзакции, получать или тратить свои накопления.
Поэтому такая заморозка возникает не на базовом уровне блокчейна, а на уровне инфраструктуры, которая окружает криптовалюты: бирж, кастодиальных сервисов (то есть сервисов, которым пользователь доверил доступ к монетам), эмитентов токенов и смарт-контрактов.

Проще говоря, заморозка может возникнуть в тех случаях, когда между пользователем и блокчейном появляется третья сторона, обладающая технической возможностью ограничивать свободное движение средств. То есть, в ситуации, когда децентрализация оказывается скомпрометированной.

Основные причины заморозки​


На практике заморозка криптоактивов возникает, как правило, по следующим причинам:
  • В рамках комплаенса: централизованные биржи (CEX) или эмитенты стейблкоинов могут временно ограничивать доступ к средствам при выявлении подозрительной активности по регуляторным требованиям, направленным против практики отмывания денег (AML) и процедуры «Знай своего клиента» (KYC), а также при выполнении санкционных требований или в ходе иных законодательных ограничений.
  • Ради безопасности аккаунта пользователя: повторные неудачные попытки входа, признаки взлома или несанкционированного доступа часто приводят к автоматической блокировке операций со стороны криптобиржи.
  • Заморозка на уровне смарт-контракта: средства могут быть заблокированы из-за ошибок в коде, правил протокола или действий эмитента токена.
  • Технические работы и сбои: плановое обслуживание, ложное срабатывание комплаенс-алгоритмов, обновления или технические ошибки на стороне платформ могут временно приостанавливать переводы и вывод средств.

Виды заморозки​

На практике можно выделить несколько основных типов заморозки криптоактивов. Первый и самый распространенный — заморозка на централизованных платформах. Криптовалютные биржи и кастодиальные сервисы контролируют доступ к средствам пользователей и могут приостанавливать операции по отдельным аккаунтам или адресам.

Второй тип — программная заморозка на уровне смарт-контрактов. В этом случае возможность ограничения заложена непосредственно в код контракта. Как правило, к подобному способу прибегают эмитенты стейблкоинов. Некоторые контракты изначально предусматривают возможность блокировки переводов, отдельных адресов или всей системы в экстренных ситуациях.

Также иногда выделяют техническую заморозку, связанную не с юридическими решениями, а со сбоями. Когда в блокчейне не генерируются новые блоки, средства пользователей технически тоже можно считать «замороженными». В строгом смысле это не является «заморозкой» активов, а представляет собой остановку сети, тем не менее, термин «заморозка» иногда употребляется и в таком значении.

Как осуществляется заморозка​


На примере централизованной биржи механизм заморозки выглядит относительно просто. Пользователь не владеет закрытыми ключами напрямую — они в этом случае хранятся у платформы. Это означает, что биржа технически способна в любой момент запретить вывод средств, заблокировать аккаунт или ограничить отдельные операции. Собственно, именно поэтому хранение криптовалют на биржевом аккаунте считается небезопасным. Эта проблема не нова, и потому в среде криптоэнтузиастов много лет назад стало популярно выражение-максима: «не твои ключи — не твои монеты».

Менее просто дело обстоит со стейблкоинами, выпущенными через смарт-контракты. Многие популярные стейблкоины содержат функции, позволяющие эмитенту блокировать конкретные адреса. Типичным примером является функция вида blacklist (address), с помощью которой эмитент может внести конкретный адрес в черный список. После этого любые попытки перевода токенов с такого адреса блокируются самим смарт-контрактом несмотря на то, что токены продолжают числиться на балансе в блокчейне.

Например, согласно данным Blocksec, компания Tether заблокировала таким образом несколько тысяч адресов на блокчейнах Ethereum и Tron, заморозив тем самым более $2.9 млрд в USDT.

С технической точки зрения это демонстрирует важную особенность: даже в блокчейне правила обращения токена могут быть централизованно управляемыми, если это предусмотрено логикой конкретного смарт-контракта.

Вывод​


Заморозка криптоактивов не является свойством самой технологии блокчейна, а возникает на уровне инфраструктуры, окружающей криптовалюты: бирж, кастодиальных сервисов, эмитентов токенов и смарт-контрактов. Ключевым фактором риска в этом контексте является степень «кастодиальности» сервиса. Чем ближе сервис к кастодиальной модели, тем выше риск заморозки средств, независимо от того, идет ли речь о требованиях комплаенса, мерах безопасности или технических ограничениях.


Источник
 
  • Теги
    заморозка криптоактивов
  • Назад
    Сверху Снизу