Как правило, у товарного знака один владелец. Однако существует особенный вид брендов, которые может зарегистрировать и использовать сразу несколько компаний — это коллективные знаки.
Расскажем, чем они отличаются от обычных и кому нужны.
Коллективный знак можно использовать:
Наличие коллективного знака не мешает компаниям регистрировать собственные бренды. Например, IDS Borjomi Beverages Co. N.V. имеет право пользоваться брендом “Боржоми”, так как входит в ассоциацию. Но кроме этого у организации есть собственный изобразительный знак. Вот такой:
Затраты на регистрацию и продвижение коллективного бренда можно разделить между всеми участниками объединения — а это хорошая экономия.
Обозначение проходит стандартные этапы регистрации:
Продлевать коллективный знак необходимо раз в 10 лет. Количество продлений не ограничено.
Коллективный знак накладывает на владельцев обязательства и ограничения:
* необходимо составить устав бренда и следовать ему
В том числе — соблюдать общие стандарты производства, оформления продукции или оказания услуг.
* ассоциация должна следить за применением принятых стандартов
Это нужно и в репутационных, и в защитных целях.
Представьте, что вы пришли в ресторан — один из большой сети. Там вас долго обслуживали, подали невкусное блюдо, а напоследок — нахамил администратор. Пойдете ли вы в другой ресторан той же сети? Сомнительно. Хотя он может оказаться лучше по всем параметрам. Так из-за нарушителя прибыль и доверие аудитории будут терять все, кто использует бренд.
Если один член объединения не следует стандартам, остальные могут вынести ему предупреждение. А при повторном нарушении — оштрафовать и даже лишить права пользоваться брендом.
Несоблюдение стандартов грозит риском аннулирования. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд и потребовать прекращение правовой охраны коллективного знака. Тогда бренда может лишиться не только нарушитель, но и все объединение.
* права на коллективный знак нельзя продать или передать по лицензии
Это правило предусмотрено статьей 1510 ГК РФ. Использовать бренд могут только компании, которые входят в объединение.
Чтобы его пройти, правообладателю нужно подать заявление в Роспатент и оплатить госпошлину.
Если коллективный знак переходит в индивидуальный, правообладателем может стать один из членов объединения.
Коллективный знак — явление редкое, в отличие от простого товарного знака. Он не подходит для ИП и одиночных организаций, зато это достойная альтернатива индивидуальным брендам для объединений.
Прежде всего коллективные знаки регистрируют крупные ассоциации — так они дают право использовать бренд без лицензии сразу нескольким компаниям, обеспечивают контроль качества и снижают траты на регистрацию и продвижение.
Источник
Расскажем, чем они отличаются от обычных и кому нужны.
В чем разница?
На первый взгляд коллективный знак ничем не отличается от товарного знака в привычном понимании. Он тоже индивидуализирует товары и услуги. Чаще всего это логотип, название или их сочетание.Коллективный знак можно использовать:
- в рекламе;
- на упаковках товаров;
- в документах и т. д.
Коллективный знак “Borjomi” принадлежит ассоциации содействия производству и реализации минеральной воды "Боржоми" "Грузинское Стекло и Минеральные Воды". По последним данным ФИПС, бренд имеют право использовать 7 компаний, входящих в ассоциацию.
Наличие коллективного знака не мешает компаниям регистрировать собственные бренды. Например, IDS Borjomi Beverages Co. N.V. имеет право пользоваться брендом “Боржоми”, так как входит в ассоциацию. Но кроме этого у организации есть собственный изобразительный знак. Вот такой:
Затраты на регистрацию и продвижение коллективного бренда можно разделить между всеми участниками объединения — а это хорошая экономия.
Особенности регистрации коллективного знака
Роспатент предъявляет к коллективным знакам те же требования, что и к обычным. То есть, обозначение должно:- обладать различительной способностью;
- соответствовать нормам морали
- не вводить в заблуждение относительно состава, места производства, области применения и т. д.
Обозначение проходит стандартные этапы регистрации:
- проверку и подбор классов МКТУ;
- подачу заявки в ведомство;
- оплату пошлин — в начале и в конце регистрации;
- получение свидетельства на знак.
- название объединения, которое подает знак на регистрацию;
- список компаний, которые будут им пользоваться;
- цель регистрации;
- общие стандарты производства и оказания услуг;
- условия использования знака;
- способы контроля за использованием и соблюдением стандартов;
- ответственность за нарушение устава.
Продлевать коллективный знак необходимо раз в 10 лет. Количество продлений не ограничено.
Как использовать коллективный бренд?
Товарный знак можно использовать относительно свободно. Например, продать или “сдать в аренду” по лицензионному договору.Коллективный знак накладывает на владельцев обязательства и ограничения:
* необходимо составить устав бренда и следовать ему
В том числе — соблюдать общие стандарты производства, оформления продукции или оказания услуг.
Akvist — товарный знак одноименной ассоциации. На сайте ФИПС указаны 5 компаний, которые имеют право использовать бренд. Все они специализируются на стройматериалах и товарах для ремонта.
Обязательное условие использования коллективного знака в их случае — соблюдение ГОСТов.
* ассоциация должна следить за применением принятых стандартов
Это нужно и в репутационных, и в защитных целях.
Представьте, что вы пришли в ресторан — один из большой сети. Там вас долго обслуживали, подали невкусное блюдо, а напоследок — нахамил администратор. Пойдете ли вы в другой ресторан той же сети? Сомнительно. Хотя он может оказаться лучше по всем параметрам. Так из-за нарушителя прибыль и доверие аудитории будут терять все, кто использует бренд.
Если один член объединения не следует стандартам, остальные могут вынести ему предупреждение. А при повторном нарушении — оштрафовать и даже лишить права пользоваться брендом.
Несоблюдение стандартов грозит риском аннулирования. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд и потребовать прекращение правовой охраны коллективного знака. Тогда бренда может лишиться не только нарушитель, но и все объединение.
* права на коллективный знак нельзя продать или передать по лицензии
Это правило предусмотрено статьей 1510 ГК РФ. Использовать бренд могут только компании, которые входят в объединение.
Можно ли сделать коллективный знак из обычного?
Индивидуальный товарный знак превращается в коллективный, а коллективный — в индивидуальный. Процесс превращения одного в другое называется преобразованием и закреплен законодательно.Чтобы его пройти, правообладателю нужно подать заявление в Роспатент и оплатить госпошлину.
Если коллективный знак переходит в индивидуальный, правообладателем может стать один из членов объединения.
Коллективный знак “Прима” изначально принадлежал ассоциации производителей табачной продукции “Табакпром”. Право использовать бренд имели 25 компаний. Со временем их перечень сокращался. В конце концов остался единственный правообладатель — ООО “УСМАНЬ-ТАБАК”, а знак был преобразован из коллективного в индивидуальный.
Коллективный знак — явление редкое, в отличие от простого товарного знака. Он не подходит для ИП и одиночных организаций, зато это достойная альтернатива индивидуальным брендам для объединений.
Прежде всего коллективные знаки регистрируют крупные ассоциации — так они дают право использовать бренд без лицензии сразу нескольким компаниям, обеспечивают контроль качества и снижают траты на регистрацию и продвижение.
Источник








