Статья Шатдаун, плиз: как бизнес и жители России переживают отключения мобильного интернета

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.441
Репутация
7.384
Реакции
21.027
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1753940244102.png

«Мы теперь с друзьями и знакомыми больше лично общаемся. Книжки читаем, в гости друг к другу ходим чаи гонять», — горько иронизируют жители Воронежа. Лето 2025 года для многих регионов России проходит под знаком отключений мобильного интернета, из-за чего жителям приходится менять привычный уклад. Шатдауны, число которых нарастает с каждым днем, приносят и реальные потери для предпринимателей. В том, как ограничения влияют на простых жителей и бизнес, что они предпринимают для того, чтобы смягчить негативный эффект отключений, а также какими советами для этого могут поделиться эксперты.

Машина времени​

«Оплата только наличными! — такими словами встречает покупателей кассир на АЗС под Смоленском. — Вот отключили интернет с утра, до сих пор ничего не восстановилось». В самом Смоленске корреспонденту Forbes приходится вести машину без навигатора, ориентируясь на скачанную заранее офлайн-карту. В гостинице сотрудники предупреждают, что интернет есть в лобби, а в номерах на этажах «возможны проблемы».
Такая картина стала привычной для миллионов россиян, живущих в условиях постоянных проблем с доступом в интернет. С каждым днем ситуация только усугубляется: новости об очередном шатдауне приходят регулярно из разных регионов. Самые большие сложности с отключениями у соотечественников в южных регионах так как они живут с ними дольше других.

«Про геолокацию мы забыли давно. Выйдя из дома, попадаешь в прошлое: без интернета не работает ничего. График отключения рандомный: недавно в центр Воронежа прилетало [атаки БПЛА] два раза, а интернет не выключали ни до, ни после. В эти выходные есть ощущение, что просто забыли его включить», — рассказывает Марина Соколова, работающая в одном из крупнейших банков России и живущая в Воронеже. По ее словам, смартфон становится «кирпичом» без интернета: «На нем завязано вообще все: от музыки до госуслуг, и никогда не знаешь, что может в какой-то момент понадобиться».

Ситуация с общественным транспортом в городе «ужасная», говорит Соколова. «Метро у нас нет, маршрутки после 22:00 практически не ходят, а те, что ходят, переполнены и утром, и вечером, ходят нечасто. Такси было спасением и удобным доступным способом передвижения. А теперь это практически предмет роскоши, его не вызвать, — рассуждает она. — В периоды отключения интернета ценник накручивают похлеще, чем в дождь со снегом и гололед, а так как включить его перманентно забывают, то такси просто стало очень дорогим. Не во всех маршрутках стоят терминалы для оплаты, в некоторых люди оплачивают переводом (в основном пригородные маршрутки), но без интернета оплатить нельзя».

Подобные свидетельства собрали еще у пары десятков человек, живущих в разных регионах страны — от Ярославля и Тулы до Екатеринбурга и Омска. Люди, в частности, жалуются на невозможность пользоваться сервисами аренды самокатов или автомобилей, кто-то не может забрать (или принять) заказ в пункте выдачи, иногда сложно купить продукты. «Отчим подрабатывает в «Яндекс Такси». Он не мог выйти на линию несколько дней: сервис перестал работать, очень долго были проблемы с интернетом и связью. Ему даже пришлось купить новый телефон, но это не помогло. Все решилось, только когда восстановилась связь», — рассказывает Мария Генералова из Екатеринбурга. «В Омске есть правый и левый берег (Иртыша), — объясняет местный житель Виктор Говоров. — На левом расположен аэропорт. И мобильного интернета там нет вообще».

«Его глушат совсем — ни один оператор не работает в городе, все бегают от Wi-Fi до Wi-Fi или сидят дома, учатся жить по старинке. Работают только звонки и смс. При этом во многих кафе не дают просто зайти и подключиться на 5 минут, чтобы ответить, например, на срочное сообщение в мессенджере, и стали менять пароли каждый день», — рассказывают жители Пскова. «Вся Тульская область без связи. Не ловит ни один оператор. Это длится уже несколько дней. Многие магазины, заправки, аптеки и даже Ozon не работают по причине отсутствия интернета. Я давно такого не видела. Лишь изредка он появляется на час или два», — автор Telegram-канала «Приют эвакуированных лап», который помогает животным, лишившимся крова.

Новая реальность​

Регулярные ограничения мобильного интернета властями — новая реальность, в которой живет подавляющее большинство регионов России. Шатдауны фиксируются от Калининграда до Камчатки, на минувших выходных об этом сообщали в , а также во всех крупных городах , в понедельник, 28 июля, — в крае, и области. С наступлением лета 2025 года их интенсивность и количество значительно выросли. По проекта «На связи», сотрудничающего с «Обществом защиты интернета» (ОЗИ), в июне 2025 года в стране 655 раз «отключали» мобильный и домашний интернет, это в десять раз больше, чем в мае. За весь 2024 год, по наблюдениям аналитиков проекта, в мире было всего 296 таких инцидентов. Только 30 июня 50 регионов России о шатдаунах.

У отключений есть своя «цена»: согласно экспертным ОЗИ, один час шатдауна приводит к убыткам на 46 млрд рублей для всей России и 9,6 млрд рублей только для Москвы (методика расчета базируется на модифицированном подходе Института Брукингса, описанного в «Calculating the global economic cost of internet shutdowns»). «Во время отключений такси не работает, табло на остановках городского общественного транспорта не работает, мониторинг техники у бизнеса не работает, в пунктах выдачи заказа клиенты не могут получить заказы, на трассах в магазинах даже воды простой не получается купить — почти весь «жидкий» товар сейчас маркированный, — перечисляет президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко. — Многие региональные операторы разворачивают дополнительные точки бесплатного Wi-Fi в общественных местах, чтобы снизить сложности для потребителей».

Отключения мобильной связи и интернета бьют сразу по двум вещам: команде и продажам, констатирует основатель инвестиционного клуба «Лига Инвесторов» Евгений Ходченков (занимается консалтингом и сопровождает семьи в финансово-инвестиционных вопросах). «У меня два сотрудника из Саратова, и уже месяц-полтора взаимодействие с ними стало очень тяжелым. Сначала мы максимально старались подстраиваться: другие члены команды подхватывали важные вопросы, когда сотрудники просто пропадали. Спустя полтора месяца стало ясно, что так работать невозможно, — пришлось передать проекты другим, — рассказывает он. — Кроме того, мы сразу увидели, как просели продажи в тех городах, где есть перебои с интернетом и мобильной связью, это сильно влияет на покупки — там наши продажи снизились на 30-40%».

Особого внимания требует тема информационной безопасности, подчеркивают специалисты. В условиях шатдауна перестают функционировать зашифрованные каналы связи, системы авторизации и контроля доступа, обращает внимание IT-предприниматель и специалист по тестированию софта Артем Русов. «Это открывает уязвимости в защите данных и требует пересмотра внутренних регламентов. Как минимум — перехода на офлайн-политики хранения информации, ограничения объема передаваемых персональных данных, фиксации всех действий сотрудников на уровне оффлайн-протоколов. Многие компании попросту не готовы к такому формату работы», — резюмирует он.

Администрации на местах объясняют сбои «соображениями безопасности». «Уверен, каждый согласится: безопасность важнее всего — и людей, и инфраструктурных объектов, от которых во многом зависит уклад жизни городов и поселков. Прошу отнестись с пониманием. Ситуация временная», — писал, к примеру, в июне в Telegram-канале губернатор Псковской области Михаил Ведерников. К слову, не все руководители регионов склонны объяснять причины шатдаунов. Источник в одном из операторов связи и вовсе считает одной из главных проблем «неумение ряда региональных властей вести открытый диалог с населением, их отказ разъяснять причины, а порой склонность искажать их и перекладывать ответственность на операторов». «Доходит до таких случаев, как, например, в Омске, где с разницей в два дня губернатор области блокировки «профилактическими работами» на сетях операторов, а потом в ответ на критику населения версию на меры безопасности», — напоминает он.

По мнению источника в одном из операторов связи, отрасли нужно сделать процесс ограничений управляемым: «Требуются smart-решения, которые позволят снизить влияние на клиентов и бизнес. Например, организовать отключения по часам по аналогии с аэропортами, которые приостанавливают работу на фоне атаки дронов на определенные часы. Важно организовать информирование населения об ограничениях с указанием сроков и масштабов отключений, что позволит подготовиться к ним и минимизировать влияние на ежедневную жизнь людей, — перечисляет он. — Наконец, бизнес не должен использовать ограничения в конкурентной борьбе, игнорируя распоряжения, задерживая введение их в силу или снижая их объемы вразрез с распоряжениями, так как на кону жизнь людей и сохранность инфраструктуры».

Власти ищут способы, как смягчить негативные последствия шатдаунов. В частности, как выяснил Forbes, Минцифры вместе с операторами связи консультации о возможности обеспечивать бесперебойный доступ к критически важным цифровым сервисам даже в случае возможных ограничений в работе интернета.

Среди рассматриваемых категорий, для которых обсуждается сохранение работы в ходе шатдаунов, — государственные платформы («Госуслуги»), банковские приложения и каналы экстренного оповещения, рассказали Forbes в билайне и подтвердили еще несколько источников в телекоммуникационной отрасли. Для этого предлагается организовать приоритизацию трафика к таким сервисам, и, по словам экспертов, эту задачу можно попробовать решить с помощью технических средств противодействия угрозам, установленных на сетях операторов. В «Мегафоне», МТС и Т2 от комментариев отказались.

Борьба с последствиями​

Многие жители регионов выработали для себя правила, которые помогают им справиться с новой реальностью. «Первое — всегда иметь с собой наличку. Второе — перед выходом из дома проверить, чтобы на картах были деньги. Третье — скачать на телефон интересующие музыку/книги/подкасты. Четвертое — быть готовым идти пешком домой либо за миллион денег. Пятое — взять воду с собой. Шестое — взять физические скидочные карты в магазин. И седьмое — подумать, что может понадобиться в приложениях вне дома, и заскринить», — перечисляет работающая в одном из крупнейших банков России и живущая в Воронеже Марина Соколова.

Несущий потери бизнес пытается минимизировать ущерб от ограничений. Так, Ozon обязал владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) подключить кабельный интернет — ранее это было рекомендацией, отраслевое издание Shopper’s: «Требование распространяется на ПВЗ, работающие в формате «Максимум бренда». Такие пункты открываются чаще всего: они расположены в отдельных помещениях на первых этажах жилых домов и оформлены в фирменном стиле Ozon».

«Рекомендуем использование проводного интернета в ПВЗ Ozon, — заявили Forbes в компании. — Проводной интернет обеспечивает в крупных городах более стабильное подключение и, следовательно, более высокий уровень обслуживания клиентов. Однако мы понимаем, что в некоторых регионах, особенно в сельских и отдаленных населенных пунктах, подключение проводного интернета может быть затруднено или сопряжено с высокими затратами. В таких случаях у партнеров есть возможность оставить комментарий и сообщить о невозможности подключения проводного интернета без каких-либо санкций. Наши специалисты рассмотрят каждую ситуацию индивидуально и предложат возможные альтернативы для обеспечения качественного сервиса».

В «Яндексе», который владеет множеством популярных онлайн-сервисов и больше многих страдает из-за ограничений, на вопрос, какие меры предпринимает компания для облегчения жизни пользователей, делятся нехитрыми рекомендациями вроде «воспользоваться общественным транспортом или подождать, пока соединение восстановится». Клиентов каршеринга и сервиса самокатов в «Яндексе» заверяют, что специалисты службы поддержки «помогут завершить аренду или пересчитать оплату, но во время сбоев им может требоваться больше времени на обработку обращений». Что касается «Маркета», то покупателям советуют «попросить у оператора доступ к сети Wi-Fi в пункте, сделать скриншот со штрих-кодом заранее или прийти за заказом в другой удобный день», а для «бесперебойной доставки заказов» в «Еде» и «Лавке» увеличивают время доставки.

В ответ на сигналы о невозможности во время шатдауна купить товары, подлежащие маркировке, в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак») Forbes заявили, что компания разработала офлайн-модуль для касс, позволяющий проверять товар на признак блокировки и продавать маркированные товары без подключения к сети. Модуль предоставляется ЦРПТ бесплатно: «Если интернет пропадает, касса поверяет товар в локальном модуле. При подключении к интернету касса отправит чеки оператору фискальных данных и в систему «Честный знак».

При этом до 1 сентября 2025 года для лекарств действует послабление: если касса за полторы секунды не получила ответ через интернет, то можно продать препарат без проверки. Данные о продажах синхронизируются моментально после восстановления интернет-соединения. Механизм работает для всех маркируемых товарных групп воды, молочной продукции, парфюмерии, табака, шин и др. По данным ЦРПТ, уже более 100 000 организаций, включая практически весь крупный ретейл, применяют модуль для обеспечения бесперебойности продаж.

По словам Олега Грищенко, шатдауны уже привели к «массовым подключениям» на фиксированный интернет проводных операторов, которые показывают «важную роль в формировании гарантированного обеспечения населения связью»: «Подключаются разные категории потребителей — объекты торговли, банкоматы, дачники, обычные пользователи, кому раньше хватало мобильного интернета для работы и жизни».

На фоне нестабильной работы мобильного интернета растет спрос на спутниковый. Так, за II квартал 2025 года продажи последнего у «Триколора» в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост спроса фиксируют как в мегаполисах, так и в малых городах и отдаленных населенных пунктах.

«В период частичных отключений мобильной связи мы зафиксировали рост среднесуточного трафика на сети DATAIX (распределенная защищенная пиринговая сеть в России, обеспечивающая прямой обмен трафиком между операторами связи и контент-генераторами) примерно на 10%», — говорит генеральный директор магистрального оператора связи GlobalNet Алексей Закревский. — Считаем, что это связано с увеличением числа подключений к ШПД-операторам (ШПД — широкополосный доступ к сети Интернет) и ростом трафика операторов. Пользователи массово подключали проводной интернет в качестве альтернативы использованию мобильной связи, что подтверждают и коллеги из группы компаний, в которую входят провайдеры домашнего интернета».

Отключения интернета косвенно сказываются на сервисах, использующих геоданные: на курьерских службах, агрегаторах такси, логистических сервисах, рассуждает основатель «Икс Кар Групп» и агрегатора такси «ИксКар» Максим Именинник. «Все карты, которые задействованы в их бизнес-процессах, требуют постоянного доступа в интернет. Офлайн-карт нужного уровня практически не существует. Также проблему для нас как для агрегатора такси составляет отключение GPS, — говорит он. — Но мы к ней адаптировались. Наш поставщик геоданных 2ГИС предложил технологию Radar API, которая умеет определять геопозицию по альтернативным источникам данных — триангуляции, Bluetooth-меткам, сотовым сетям. Она тоже «подсбаивает», но все же работает, и наши водители могут ездить».

По данным 2ГИС, во II квартале 2025 года количество скачиваний офлайн-карт городов в России в целом выросло на 26% по сравнению с I кварталом, при этом карту с базой данных Москвы скачали на 40% больше, чем в предыдущем квартале, карту Санкт-Петербурга — на 35%.

Бизнес начал адаптироваться к новым условиям, подключать проводной интернет, офлайн-кассы, делится наблюдениями Артур Саркисян, CEO Calltouch (входит в «Ростелеком»). Это приводит к новым расходам, замечает он: например, для подключения офлайн-кассы нужно перерегистрировать аппарат, купить дополнительные модули, ПО. «Однако в случае отключения интернета это позволит продолжить нормально работать. Также создают резервные каналы связи с клиентами, набирают дополнительных людей в службы технической поддержки», — говорит Саркисян, оценивая убыток небольшой компании или предпринимателя во время шатдаунов в сумму до 50% от оборота.

Трудности сближают предпринимателей. Генеральному директору Motive agency&production Сергею Житинцу известен случай локальной кооперации: «В масштабах одного большого центра собственники торговых точек прокинули себе проводной интернет и от него раздали через несколько систем уже на свои точки».

Что делать​

Как быть бизнесу и простым гражданам? Forbes попросил бизнес-консультанта по информационной безопасности Positive Technologies Алексея Лукацкого сформулировать рекомендации, как пользователям подготовиться к отключениям:

  • организовать проводное подключение к интернету дома с разворачиванием беспроводных точек доступа в квартирах, что даст возможность быть на связи, находясь в стационарном месте;
  • установить на телефон приложения с оффлайн-картами (например, Maps.me) или пользоваться функцией оффлайн-навигации в тех же картах Google (построение маршрута требует наличия интернета, но затем можно его уже не использовать);
  • в некоторых приложениях можно создавать QR-коды для оплаты, которые считываются POS-терминалами даже при отсутствии связи («Вопрос только в том, будет ли работать сам терминал оплаты, которому может требоваться онлайн-соединение с ФНС для передачи фискальных данных», — обращает внимание Лукацкий);
  • заранее загружать в смартфон электронные билеты и другие документы;
  • в условиях цифрового коллапса наличные снова в моде;
  • задуматься об использовании eSIM другого оператора связи («Иногда бывает так, что мобильный интернет отключают выборочно — по операторам или по регионам. Альтернативный оператор мобильной связи может временно помочь решить проблему», — указывает эксперт).
Рекомендации для бизнеса похожи и выглядят, по мнению Алексея Лукацкого, следующим образом:

  • установить стационарные терминалы с проводным Ethernet-подключением или использовать модели, поддерживающие переключение между сотовой связью и Wi-Fi. Также POS-терминалы должны поддерживать «автономный режим», чтобы платежи кэшировались и подтверждались позже, после появления связи;
  • рассмотреть вариант с подключением спутникового интернета, который может быть альтернативой для офисов и стационарных точек продаж;
  • реализовать автоматизацию переключений между резервными каналами связи — мобильным интернетом, спутниковым, Wi-Fi, проводным соединением и отложенной оплатой через QR-коды или иные механизмы;
  • подключить оплату с помощью QR-кодов (клиент сканирует товар, платит через свой банк, показывает подтверждение) или через NFC с последующей проверкой («Это, однако, требует выстраивания соответствующих антифрод-механизмов — лимиты по суммам, списки лояльных покупателей и т.п.», — оговаривается эксперт);
  • заранее загружать в навигаторы маршруты курьеров, такси, беспилотного транспорта;
  • перестраивать процессы, активно задействуя резервирование каналов связи и систем, в расчете на цифровой блэкаут, обучая персонал действовать в условиях отключения мобильного интернета.
 
  • Теги
    интернет отключение отключение интернета
  • Назад
    Сверху Снизу