Показываю на примере требования о представлении пояснений (п.3 ст.88 НК РФ), какие процессуальные уловки использует ФНС, чтобы получить лишние доказательства, и как грамотно отказать в предоставлении информации, не нарвавшись на штраф.
На днях клиент прислал требование, полученное в рамках камеральной проверки по НДС за 3 квартал 2025 года. Казалось бы, рутина: нашли разрывы - попросили пояснить. Но когда мы вчитались в текст, стало понятно: перед нами не просто запрос по ст. 88 НК РФ, а настоящий «процессуальный мутант».
В этой статье я покажу, как инспекторы в одном документе пытаются смешать истребование документов, допрос свидетеля и готовый акт проверки, и дам алгоритм, как на такое отвечать, чтобы не подставить компанию.
1. «Приговор» до окончания проверки
Безапелляционный тон. Проверка только началась, а в тексте требования инспекция уже утверждает недоказанные факты как истину в последней инстанции.
Цитаты из требования моего клиента по контрагенту:
.

В нашем кейсе проверяется 3 квартал 2025 года.
При этом инспекция пишет: «по результатам анализа выписки... за период с 01.01.2025 по 01.05.2025... не установлены поступления». То есть инспектор делает вывод о фиктивности сделки в сентябре, анализируя банковскую выписку за январь-май. Это грубейшая логическая ошибка, которую мы в том числе указали в ответе.
Главная задача при ответе на такое “агрессивное” требование - не поддаться на провокацию и не выдать лишнего, но при этом формально исполнить обязанность и избежать возможного штрафа.
Как мы действовали:
Они знают, что по ст. 88 НК РФ требовать всю первичку сплошняком нельзя, поэтому маскируют это под ваше «право» представить необходимые документы.
Решение: мы указали, что полный пакет документов будет представлен при выставлении требований по ст. 93 НК РФ и (или) по п.2 ст. 93.1 НК РФ, при наличии у налогового органа обоснованной необходимости в получении документов по сделке. При этом, также указали, что в рамках сделки с указанным контрагентом компания имеет всю необходимую документацию для подтверждения реальности хозяйственных операций.
Если вы ответите «Не реализованы» (если например речь про ТМЦ), то налоговая сделает вывод, что товар лежит у вас на складе и тогда вы можете смело готовится к осмотру территории.
Правильный ответ: хозяйственные операции с контрагентом произведены в рамках текущей деятельности компании для осуществления финансово-хозяйственных операций с покупателями.
Когда вы получаете требование, где утверждения выдаются за факты, а вопросы похожи на допрос:
1. Не паникуйте. Грозный тон - это зачастую просто шаблон текста, скачанный у коллеги (когда я работал в ИФНС - у каждого инспектора был свой шаблон на каждый предмет сделки (ТМЦ, работы, услуги))
2. Ищите ошибки (так называемые “пороки”). Инспекторы очень часто копируют текст не глядя, путая даты, периоды и цифры. Используйте это.
3. Отвечайте «сухо». На вопросы «допросного» типа отвечайте обтекаемо: «согласно договору», «информация из открытых источников», «на объектах, используемых в хоз. деятельности».
4. Следите за логикой. Постарайтесь формулировать ответы на вопросы “не однозначно”, но и не заводя себя в тупик, оставляйте себе пространство для маневра.
Источник
На днях клиент прислал требование, полученное в рамках камеральной проверки по НДС за 3 квартал 2025 года. Казалось бы, рутина: нашли разрывы - попросили пояснить. Но когда мы вчитались в текст, стало понятно: перед нами не просто запрос по ст. 88 НК РФ, а настоящий «процессуальный мутант».
В этой статье я покажу, как инспекторы в одном документе пытаются смешать истребование документов, допрос свидетеля и готовый акт проверки, и дам алгоритм, как на такое отвечать, чтобы не подставить компанию.
Анатомия «Мутанта»: что не так с требованием?
Формально требование выставлено по абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ. Эта норма обязывает налогоплательщика пояснить ошибки или противоречия в декларации. Но давайте посмотрим, что инспектор посчитал нужным включить в него.1. «Приговор» до окончания проверки
Безапелляционный тон. Проверка только началась, а в тексте требования инспекция уже утверждает недоказанные факты как истину в последней инстанции.Цитаты из требования моего клиента по контрагенту:
- «Установлены признаки, свидетельствующие о невозможности данными контрагентами выполнять обязательства... ввиду отсутствия ресурсов».
- «Данные контрагенты не несли реальных расходов».
- «Контрагент фактически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность».
2. Подмена понятий: допрос по переписке
Закон разрешает инспекции требовать пояснения. Однако в тексте мы видим список из 7 вопросов, которые слово в слово копируют протокол допроса (ст. 90 НК РФ):- «Из каких источников вы узнали о контрагентах?»
- «Кто осуществлял перевозку (укажите ФИО водителей, номера ТС)?»
- «Кто непосредственно принимал товары?»
- «Назовите ФИО лиц, получавших денежные средства».
3. «Копипаст» и машина времени
Когда инспекторы используют шаблоны, они часто забывают менять даты. Это один их главных козырей, который вы можете использовать. Когда я работал еще в ИФНС, мы часто использовали и описывали “пороки” документов, как один из фактов “не реальной” хозяйственной операции. Тот же принцип можно применять и в обратную сторонуВ нашем кейсе проверяется 3 квартал 2025 года.
При этом инспекция пишет: «по результатам анализа выписки... за период с 01.01.2025 по 01.05.2025... не установлены поступления». То есть инспектор делает вывод о фиктивности сделки в сентябре, анализируя банковскую выписку за январь-май. Это грубейшая логическая ошибка, которую мы в том числе указали в ответе.
Наша стратегия защиты: Алгоритм действий
Главная задача при ответе на такое “агрессивное” требование - не поддаться на провокацию и не выдать лишнего, но при этом формально исполнить обязанность и избежать возможного штрафа.Как мы действовали:
Шаг 1. Разделяем потоки (технические разрывы vs схемные)
В таблице требования была «солянка»101010:- Мелкие технические разрывы (разные контрагенты, копейки и тысячи рублей).
- Один крупный «схемный» разрыв с подрядчиком на 7 млн. руб. НДС.
Шаг 2. Не даем лишних документов
Инспекция хитро пишет: «Налогоплательщик вправе предоставить документы (договор, ТТН, акты сверки...)».Они знают, что по ст. 88 НК РФ требовать всю первичку сплошняком нельзя, поэтому маскируют это под ваше «право» представить необходимые документы.
Решение: мы указали, что полный пакет документов будет представлен при выставлении требований по ст. 93 НК РФ и (или) по п.2 ст. 93.1 НК РФ, при наличии у налогового органа обоснованной необходимости в получении документов по сделке. При этом, также указали, что в рамках сделки с указанным контрагентом компания имеет всю необходимую документацию для подтверждения реальности хозяйственных операций.
Шаг 3. Бьем фактами по обвинениям
На утверждение о том, что у контрагента «нет ресурсов», мы ответили двумя аргументами:- Юридический: отсутствие штата и техники не доказывает нереальность, так как подрядчик вправе привлекать третьих лиц (субподряд).
- Фактический: указали инспектору на его ляп с датами выписки - анализ января не доказывает отсутствие деятельности в сентябре. (вообще, конечно лучше не злить инспектора указывая на его “косяки” но здесь клиент настоял, что бы включили это обстоятельство
)
Шаг 4. Обходим ловушку «Реализации»
Один из самых опасных вопросов в требовании: «Кому и в каком объеме в дальнейшем были реализованы ТМЦ, работы (услуги)?»Если вы ответите «Не реализованы» (если например речь про ТМЦ), то налоговая сделает вывод, что товар лежит у вас на складе и тогда вы можете смело готовится к осмотру территории.
Правильный ответ: хозяйственные операции с контрагентом произведены в рамках текущей деятельности компании для осуществления финансово-хозяйственных операций с покупателями.
Резюме
Когда вы получаете требование, где утверждения выдаются за факты, а вопросы похожи на допрос:1. Не паникуйте. Грозный тон - это зачастую просто шаблон текста, скачанный у коллеги (когда я работал в ИФНС - у каждого инспектора был свой шаблон на каждый предмет сделки (ТМЦ, работы, услуги))
2. Ищите ошибки (так называемые “пороки”). Инспекторы очень часто копируют текст не глядя, путая даты, периоды и цифры. Используйте это.
3. Отвечайте «сухо». На вопросы «допросного» типа отвечайте обтекаемо: «согласно договору», «информация из открытых источников», «на объектах, используемых в хоз. деятельности».
4. Следите за логикой. Постарайтесь формулировать ответы на вопросы “не однозначно”, но и не заводя себя в тупик, оставляйте себе пространство для маневра.
Источник









