«Хочу отменить дополнительные услуги». Как не переплачивать при покупке билетов

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.179
Репутация
7.384
Реакции
20.839
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1745050736368.png

При бронировании билетов вас может ждать неприятная неожиданность: цена, заявленная вначале, может сильно отличаться от той, которая будет запрашиваться у вашего банка для оплаты. Разница может доходить до нескольких тысяч рублей не в вашу пользу, если вы не успели отказаться от дополнительных услуг. Разобрались, как избежать дополнительных трат и что делать, если вы случайно забыли убрать лишние галочки.


Почему цена при оформлении билета и при оплате может отличаться

Некоторые продавцы проставляют за вас галочки за дополнительные услуги. Это могут быть страховки, СМС-информирование, выбор места в самолете или плата за возвратный тариф. Из-за этого стартовая цена, на которую вы были готовы, может сильно расходиться с суммой к оплате, которая будет запрашиваться у вашего банка.

Законно ли такое изменение цены не в вашу пользу

В законе «О защите прав потребителей» пока не прописаны ситуации с навязыванием услуг с помощью автоматических галочек, но уже разработаны соответствующие изменения, которые по плану должны вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Если вы заметили, что российский сервис предлагает вам скрытые услуги, вы можете обратиться в Роспотребнадзор.

Сложнее, если сервис не российский, тогда для него будут действовать законы той страны, где он зарегистрирован. Лучше лишний раз проверить список услуг перед покупкой: доказать свою правоту и вернуть деньги после оплаты будет в разы труднее.

Как проверить, не навязали ли вам лишние услуги

- Главное правило
: запоминайте или даже записывайте цену, которая предлагается изначально. Если в конце цена будет отличаться, отматывайте назад и проверяйте, где «спряталась» лишняя галочка.

- При оформлении билетов внимательно читайте все, что вам предлагают. Особенно нужно быть внимательным к формулировкам «Согласен на информирование» или «Выбрать место»: сервисы не всегда сообщают, что это платная услуга, и при бронировании можно подумать, что это входит в базовый тариф.

- Тщательно проверяйте все места, где стоят галочки. Если вы бронируете через зарубежные сервисы и не знаете языка, не стесняйтесь переводить через переводчик: важно убедиться, что вы все поняли правильно.

Можно ли вернуть деньги, если вы случайно оплатили навязанную услугу

Если вы случайно оплатили навязанную услугу и поняли, что она вам не нужна, вы можете вернуть деньги. Важное условие: вы не должны воспользоваться этой услугой. То есть если полет уже состоялся, вернуть деньги будет нельзя. Но если вы не пользовались дополнительными услугами и хотите вернуть за них деньги, то закон на вашей стороне.

Если речь идет о страховке, то можно обратиться в страховую компанию и вернуть деньги через нее. Обращение необходимо составить в течение 14 дней после покупки (при условии что срок действия полиса еще не закончился и не было страховых случаев, по которым положена компенсация). Если вам навязали СМС-информирование или выбор места, то можно обратиться напрямую к продавцу. Если продавец откажется вернуть деньги, вы имеете право обратиться в суд.

Важный момент: вернуть деньги можно только за ту услугу, которая была вам навязана, то есть продавец за вас поставил галочки на согласие и не уведомил об этом. Если вы сами поставили галочки согласия на дополнительные услуги, а после покупки передумали, то вернуть деньги будет сложнее (на практике встречаются как положительные решения о возврате денег, так и отрицательные).

Также сложности с возвратом средств могут возникнуть, если сервис не российский. В данном случае нужно будет ориентироваться на законы той страны, которая продала вам билеты, и обращаться за помощью в местные инстанции.

Нюансы оформления билетов на поезд

Несколько лет назад Российские железные дороги (РЖД) отключили функцию автоматического проставления галочки на страховки. То есть, покупая билеты через официальный сайт РЖД или приложение, вы исключаете возможность переплатить за лишние услуги. Покупать ж/д билеты у других продавцов не имеет смысла: помимо того что перекупщики могут навязывать дополнительные услуги, они обычно берут комиссию, и билеты получаются дороже.

При покупке билетов через сайт РЖД вам может встретиться поставленная галочка на услуге «Постельное белье» (только в поездах дальнего следования, кроме сидячих вагонов). Эта услуга не является дополнительной, то есть цена, которую вы видите изначально, не будет отличаться от итоговой. Постельное белье обычно уже входит в стоимость, но если вы едете днем и не планируете спать в поезде, то вы можете отказаться от этой услуги и сэкономить (около 240 рублей в плацкарте). Отказаться от постельного белья в купе и СВ нельзя.

Нюансы оформления билетов на самолет

В 2023 году служба ЦБ по защите прав потребителей рекомендовала авиакомпаниям отключить на своих сайтах автоматическое согласие пассажиров на покупку страховки при приобретении билета. И большинство перевозчиков выполнили это условие и убрали функцию автоматического проставления галочек. Теперь возле дополнительных услуг по страхованию, СМС-оповещению или при покупке билетов на аэроэкспресс рядом стоит кнопка «добавить» с указанием цены.

А вот услуга «Выбор места» зачастую выдается как базовая и не всегда очевидно, что за нее нужно будет доплатить. Обычно после ввода данных пассажира предлагается выбрать место (например, предлагается формулировка «Подобрали для вас место» и варианты «Отлично» и «Изменить»). Если вы нажимаете «Отлично», к базовой стоимости будет добавлена услуга «Выбор места» и билет подорожает примерно на 500–1000 рублей.

Также стоит обращать особое внимание на лишние галочки, если вы берете билеты через агрегаторы. Билеты через агрегаторы зачастую продаются дешевле, чем у официальных компаний, но при этом здесь гораздо чаще можно встретить предложения скрытых услуг, и часто непонятно, как эти лишние галочки убрать. При этом изменения в цене появляются, когда вы уже ввели все данные пассажиров, то есть потратили свое время и не очень хотите, чтобы, отмотав несколько шагов назад, вам пришлось заново вводить все данные.

Стоит обратить особое внимание на лишние галочки, если вы берете билеты у зарубежных авиаперевозчиков через зарубежные сервисы: на них рекомендации Роспотребнадзора не распространяются, так что доказывать свою правоту будет сложнее.

Бывает, что стоимость билетов увеличивается в процессе бронирования, то есть на старте вы видели одну цену, а пока вводили все данные, стоимость билетов увеличилась (обычно это происходит, если берете билеты по выгодной цене во время распродажи и билет по более низкой цене уже кто-то купил). В этом случае продавец обычно уведомляет, что цена изменилась. При этом никакого нарушения со стороны продавца нет: навязывания дополнительных услуг не происходило, так что вы можете либо согласиться на новую цену и выкупить билет, либо отказаться от брони.

 
  • Теги
    билет бронирование покупка билетов
  • Назад
    Сверху Снизу