21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
60.594
Репутация
64.440
Реакции
293.832
USD
0
21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром История (наука), Похищение, Картина, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Лувр, Длиннопост



Ранним утром 21 августа 1911 года в Париже произошло событие, которое современники окрестят «ограблением века». В этот день из Лувра (на тот момент уже являлся парижским музеем) таинственным образом исчезла легендарная картина Леонардо да Винчи - портрет «Моны Лизы». Впоследствии было установлено, что таинственным и неуловимым похитителем оказался некий Винченцо Перуджа. О том, как произошла кража века и о ее последствиях я вам расскажу в данной статье.



Предыстория​





21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром История (наука), Похищение, Картина, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Лувр, Длиннопост



«Мона Лиза» (или «Джоконда») была создана Леонардо да Винчи около 1503-1505 годов во Флоренции. Картина представляет собой портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. После смерти Леонардо в 1519 году полотно оказалось во Франции: согласно историческим данным, художник привёз его с собой, работая при дворе короля Франциска I. Позже король приобрёл картину - либо у самого мастера, либо у его ученика Салаи. Долгое время картина хранилась них в королевских резиденциях - Фонтенбло и Версале, а после Французской революции в 1793 году был перемещён в Лувр, где стал частью публичной коллекции. К началу Экс экс века «Мона Лиза» хотя и ценилась знатоками искусства, но не имела статуса мирового шедевра. Её популярность ограничивалась узкими кругами художников и критиков.



Про Винченцо Перуджа​





21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром История (наука), Похищение, Картина, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Лувр, Длиннопост



Таинственным похитителем картины оказался Винченцо Перуджа. Он был простым итальянцем и имел профессию стекольщика. Винченцо приехал в Париж на заработки и в 1910-1911 годах работал в Лувре по контракту. В его задачи входила установка защитных стекол на картины, включая «Мону Лизу». Эта работа дала ему знание музея, его распорядка и слабых мест охраны. Перуджа решил украсть картину. Винченцо считал, что Наполеон Бонапарт украл шедевр у Италии во время своих завоевательных походов. После ареста, Винченцо заявлял, что его главным мотивом было не обогащение, а «возвращение» картины на родину, в Италию. Он считал свой поступок исправлением исторической несправедливости. Однако Перуджа был глубоко неправ и не знал, что данная картина попала во Францию при жизни Леонардо и была куплена королем Франциском I за 250 лет до рождения Наполеона. Перуджа, как и многие итальянцы того времени, связывал все «французские художественные трофеи» в Лувре с Наполеоном, который действительно массово вывозил произведения искусства из завоеванных стран. Но в случае «Моны Лизы» это было грубой исторической ошибкой.



Ограбление века. Рецепт в простате и дерзости​





21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром История (наука), Похищение, Картина, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Лувр, Длиннопост



Утром 21 августа 1911 года (в понедельник, когда музей был закрыт для посетителей) Перуджа, одетый в стандартную белую рабочую блузу сотрудников Лувра, вошел в здание через служебный вход. Он знал, что этот вход открывают рано утром для уборщиков и рабочих. Перуджа спрятался в одном из служебных помещений и дождался момента, когда зал («Салон Карре») с заветной картиной опустеет. Выйдя из укрытия, он направился в «Салон Карре». В пустом зале он просто снял картину со стены (она крепилась на крючках, как и другие картины в зале), а затем на «Лестнице Висконти» снял с картины раму и защитный короб, который сам же и помогал устанавливать. Затем Винченцо завернул картину в свою рабочую блузу и спокойно вышел из Лувра через тот же служебный вход. Охрана не обратила внимания на человека в рабочей одежде, несущего сверток - он выглядел как обычный сотрудник.



Кражу заметили только на следующий день, 22 августа. Музей закрыли на неделю. Начались интенсивные поиски: обыскивали подвалы и канализацию. Расследование возглавил знаменитый сыщик Альфонс Бертильон, который использовал антропометрический метод (замеры тела подозреваемых), но проигнорировал отпечаток пальца на раме - технология дактилоскопии тогда считалась в то время ненадёжной и еще плохо изученной. По подозрению в причастности к краже даже задержали поэта Гийома Аполлинера и художника Пабло Пикассо, но быстро отпустили. А тем временем «Мона Лиза» стала мировой знаменитостью: толпы людей приходили в музей посмотреть на пустую стену, а песни и шутки о пропаже заполонили Париж.




21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром История (наука), Похищение, Картина, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Лувр, Длиннопост



Два года правохранители не могли поймать таинственного вора, а тем временем «Мона Лиза» спокойно лежала под кроватью Винченцо в его маленькой парижской квартире на улице Опиталь-Сен-Луи. И лежала бы наверное еще очень долго, если бы патриотический пыл Перуджи не ослаб. Перуджо начал думать, как извлечь выгоду от ценного приобретения и при этом вернуть все же шедевр на свою родину. На этом он впоследствии и попался...



Поимка Винченцо и суд​





21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром История (наука), Похищение, Картина, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Лувр, Длиннопост

Винченцо Перуджа на судебном заседании



В конце 1913 года Перуджа связался с известным флорентийским антикваром Альфредо Джери. Он написал ему письмо, предлагая вернуть Италии «украденное Наполеоном сокровище». 10 декабря 1913 года Перуджа приехал во Флоренцию и остановился в скромной гостинице «Триполи-Италия». Он принес картину в галерею Уффици к Альфредо Джери и директору галереи Джованни Поджи. Сначала он сказал, что хочет проверить подлинность картины, но затем признался в краже. Джери и Поджи, пораженные увиденным, попросили оставить картину на экспертизу, пообещав вознаграждение. Как только Перуджа ушел, они вызвали полицию. 12 декабря 1913 года Перуджа был арестован в своем номере.



На суде во Флоренции в июне 1914 года Перуджа объяснял свой поступок патриотизмом и желанием вернуть Италии ее достояние.Это вызвало некоторое сочувствие у итальянской публики. Суд учел его мотивы и отсутствие криминального прошлого. Приговор был очень мягким – всего 1 год и 15 дней тюрьмы. Позже срок сократили до 7 месяцев, и вскоре Перуджа вышел на свободу. Сама «Мона Лиза» перед возвращением во Францию выставлялась в нескольких городах Италии (включая галереи Уффици во Флоренции и Боргезе в Риме), где ее встречали с огромным энтузиазмом. В январе 1914 года картина была торжественно возвращена в Лувр, где с тех пор находится под усиленной охраной.



Последствия​





21 августа. Ограбление века. Про то, как из Лувра была похищена «Мона Лиза» и как в результате этого она стала мировым шедевром История (наука), Похищение, Картина, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Лувр, Длиннопост



Кража творения Леонардо да Винчи имела большие последствия. До этого события картина была известна в основном любителям искусства. Двухлетний скандал, поиски и газетная шумиха сделали «Мону Лизу» одной из самых знаменитых картин в мире, именем нарицательным. Кража показала, насколько плохо было с охраной в мировых музеях. После этого в Лувре и других музеях мира резко усилили меры безопасности: установили сигнализацию, увеличили охрану, стали надежнее крепить картины, строже контролировать персонал и посетителей. Сама история кражи с ее нелепой простотой, патриотическим мотивом и долгими поисками стала частью легенды картины, добавив ей загадочности.








Источник
 

«Когда нужно двигаться быстро»: немецкая компания, подъёмник которой использовали при ограблении Лувра, обыграла это в рекламе.


Подъёмник Böcker Agilo может перевозить «до 400 кг сокровищ со скоростью 42 м/мин», отметила она в публикации.

Источник: аккаунт Böcker Maschinenwerke в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена)


  • 19 октября 2025 года грабители вынесли из Лувра во Франции драгоценности общей стоимостью €88 млн и скрылись на скутерах. В ограблении использовали подъёмник немецкой компании Böcker Maschinenwerke.

  • Семейная компания решила обыграть этот эпизод в рекламе и выложила в соцсетях пост с фотографией места ограбления со своей техникой, сопроводив его надписью: «Когда нужно двигаться быстро». Ограбление заняло меньше 10 минут.

  • Ниже компания отметила, что её подъёмник Böcker Agilo может перевозить «до 400 кг сокровищ со скоростью 42 м/мин» — «тихо, как шёпот».

  • Директор по маркетингу компании Юлия Шарватц рассказала The Guardian, что она вместе с мужем — гендиректором Александром Бёкером — были шокированы, увидев свою технику на месте ограбления. Но когда поняли, что никто не пострадал, решили обыграть это в рекламе. Шарватц отметила, что не всем она может понравиться, но 99% реакций, по её словам, были положительными.

Источник
 
Назад
Сверху Снизу