Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.466
Репутация
7.384
Реакции
21.037
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1754471427078.png

В Непале существует культ кумари: так называют девочек, которые считаются воплощением индуистской богини. Им поклоняются первые лица государства, в их взглядах и жестах видят важные предзнаменования.

Жительнице Непала Прити Шакья три года, когда ее, одетую во все красное и украшенную золотом, отнесли в храм и оставили в темной комнате. Что там происходило, она не помнит, а взрослые или не знают, или скрывают. Но если бы она испугалась и заплакала, то отправилась бы домой. Прити справилась, и ее провозгласили кумари — живым воплощением богини, которой столетиями поклоняется народ невари.

Сегодня Прити носит джинсы и пользуется смартфоном, но в детстве она должна была одеваться в красные платья и не могла ступать на землю за пределами Кумари-Гхар в Катманду. Ее обязанностью было сидеть на троне, приветствовать и благословлять верующих. А если она и выходила на улицу во время религиозных праздников, то ее несли в золоченом паланкине.

Уника Ваджрачарья не прошла испытание в возрасте двух лет, но позже родителей попытать счастья еще раз. Она с детства мечтала собирать волосы в тугой пучок на макушке, толстыми линиями подводить глаза до висков, а в праздничные дни рисовать на лбу третий глаз.

Быть родителями кумари — тяжелая ноша, но одновременно почетная роль. «Не жить с собственной дочерью в одном доме кажется немного несправедливым, но мы очень гордимся тем, что называем себя родителями королевской кумари, которую почитают люди во всем мире», — отец кумари Матины Шакья в интервью изданию The Kathmandu Post.

32 совершенства​

Когда в Непале появилась традиция поклонения кумари, точно неизвестно. По из версий, обычаю более 2000 лет. По , он восходит к X веку, когда молодые девушки и юноши выполняли роль гадателей в индуистских и буддийских ритуалах по всей Южной Азии. Позже эта традиция была подхвачена народами, жившими на окраинах Индийского субконтинента и верившими в шакти (в индуизме — особая женская энергия) и тантрическую одержимость (состояние, достигаемое с помощью заклинаний и ритуалов, в ходе которых люди якобы могут приобретать сверхъестественные способности). В результате в Непале в XIV веке сложился обычай поклонения девочкам как живым богиням.

Сегодня в долине Катманду живут около десяти таких «воплощенных божеств», одна из которых носит особый статус королевской кумари. Нынешняя королевская кумари Непала — Тришна Шакья. Она была избрана в 2017 году, когда ей было три года.

Кумари как индуисты, так и буддисты. Для индуистов кумари олицетворяет богиню Таледжу — династии Малла, успешно правившей Непалом почти 600 лет, и всего народа невари, автохтонного населения долины Катманду. Неслучайно еще одна версия происхождения культа его к 1757 году, когда создавалось Королевство Непал, — кумари как воплощение богини-покровительницы стали объединяющим символом. Буддисты же видят в кумари воплощение женского божества Ваджрадеви.

1754471546145.png

Воплощением богини девочки в возрасте от двух до пяти лет, которые должны соответствовать целому ряду критериев. проводят священнослужители, которые тщательно проверяют кандидаток. Девочка должна принадлежать к народу невари. Гороскоп кандидатки должен быть совместим с гороскопом правителя. Девочка также должна списку из «32 совершенств», среди которых тело без изъянов, черные прямые волосы, темные глаза, наличие всех 22 молочных зубов, крепкое здоровье, спокойный и кроткий нрав. Королевская кумари, которая будет жить в храме Кумари-Гхар в Катманду, должна, помимо прочего, происходить из рода Шакья, высшей касты невари (как и все члены ее семьи последних трех поколений).

Если девочка соответствует всем требованиям, она должна пройти испытание. В чем именно оно состоит, знают только проводящие его священнослужители, а сами девочки к тому моменту, когда они могли бы о нем рассказать, уже не помнят, что с ними происходило. Предположительно, дети сталкиваются с чем-то, что может их напугать — , страшными изображениями, зрелищем скота. Будущая кумари не должна показать страх: ей даже вздрогнуть (но, если испугаются все кандидатки, священнослужители выберут самую красивую). В качестве последнего испытания девочка должна указать на вещи, принадлежавшие предыдущей кумари.

После отбора священнослужители проводят тантрические ритуалы, чтобы очистить тело девочки. Считается, что затем в нее вселяется богиня Таледжу. Теперь даже родители относятся к ней не как к дочери, а как к живому божеству: семья должна каждое утро совершать перед ней нитья-пуджу — ежедневные ритуалы поклонения. Кумари первой получает еду во время трапез, принимает посетителей.

Для семьи это финансовое : статус кумари обязывает к расходам и ограничениям. Девочка должна каждый день особым образом красить лицо и носить платья из дорогой ткани, которые нужно обновлять не реже двух раз в год. В доме должна быть выделена комната с троном, где «богиня» будет принимать верующих. Сам дом необходимо содержать в ритуальной чистоте. А королевская кумари переезжает в резиденцию Кумари-Гхар.

Золотая клетка​

После избрания Прити королевской кумари и переезда в резиденцию ее новой семьей стали смотрители. Родители навещали дочь раз в неделю. «Это было тяжелое время для меня. Но я также испытывала гордость, — мать девочки Рина Шакья. — Прити была очень счастлива, ведь ей предстояло стать богиней. Она была в красивом новом платье и танцевала, люди ей поклонялись, ей нравилось внимание». За время своего правления Прити Шакья семь раз благословляла короля Непала и один раз — премьер-министра (в 2006 году король свергнут).

К повседневным занятиям кумари относятся участие в религиозных ритуалах и прием верующих. В надежде увидеть живое божество люди подолгу ждут у окон дворца Кумари-Гхар: они верят, что даже мимолетный взгляд на кумари принесет удачу и благословение. Также считается, что богиня обладает особой силой, помогающей справиться с болезнями. Даже жесты и мимика кумари интерпретируются как божественные послания.

Юным девочкам все это поначалу может показаться игрой, но, когда они приобретают статус кумари, их жизнь меняется. «Живая богиня» должна следовать определенным правилам и выполнять церемониальные обязанности: ей запрещено ступать на землю за пределами резиденции, а выходить из нее она может только по особым случаям, например, на праздник Индра Джатра. В эти дни смотрители носят ее на руках или в паланкине. В остальное время девочки ведут крайне жизнь и почти ни с кем не общаются.

Жизнь после свержения​

Считается, что богиня Таледжу покинет тело кумари, если та прольет хоть каплю крови, поэтому смотрители следят за тем, чтобы девочка не поранилась. Но рано или поздно у нее начинаются месячные, и тогда она теряет свой трон. Смотрители обычно начинают искать новую кумари заранее, поскольку поиск подходящей кандидатуры может занять некоторое время, а если менструация начинается у действующей «богини», это как неблагоприятный знак.

Возвращение к обычной жизни для бывшей кумари становится серьезным испытанием. В прошлом эти женщины полностью зависели от своих семей: они не получали формального образования, поскольку , что богиня в нем не нуждается, и редко выходили замуж, ведь, поверьям, даже в бывшей кумари сохраняется сила богини, опасная для мужчин.

Сегодня эти суеверия уходят в прошлое, а жизнь бывших кумари все больше похожа на жизнь обычных подростков. Но после долгих лет изоляции у них могут возникнуть трудности в общении с людьми. Например, Прити Шакья болезненнее всего критику: «Учителя начали ругать меня за то, что я плохо училась, а когда я впервые пошла в школу, один из моих одноклассников сказал, что я выгляжу толстой. В то время я была совершенно разбита, потому что раньше со мной никто так не разговаривал».

Бывшей кумари может быть сложно даже просто ходить по улицам. «Она боялась выходить одна, потому что у нее не было такой привычки… Мне приходилось отводить ее в школу и обратно», — мать Прити, Рина Шакья. «Я очень быстро уставала. Мне было очень тяжело, потому что я впервые увидела машину. Мне казалось, что машины меня собьют», — говорила Прити. «Когда я впервые вышла из дома одна, у меня дрожали ноги. Родители держали меня за руки, потому что я понятия не имела, как ходить по улице среди всего этого количества людей и машин. Поначалу я не знала, как что-либо покупать, как торговаться, как зайти в магазин», — другая бывшая кумари, Чанира Баджрачарья.

Тетя Чаниры, бывшая кумари Дхана Баджрачарья, потерявшая трон в 1984 году, и вовсе не выходила из дома почти три десятка лет — пока ее не к этому землетрясение 2015 года. Ее признали воплощением богини в 1954 году, когда ей было всего два года. В отличие от большинства других кумари, Дхана Баджрачарья сохраняла трон на протяжении 30 лет, поскольку у нее менструация, и была изгнана решением короля. Женщина не признала свое низложение и решила остаться кумари на всю жизнь: она все так же ведет уединенный образ жизни в своем доме, а люди до сих пор приходят к ней, чтобы поклониться и получить благословение. Единственная уступка современности — ее любовь к индийскому кино.

Нарушение прав ребенка​

Традиция кумари давно стала предметом споров. Ее сторонники указывают, что эта многовековая практика глубоко укоренена в непальской культуре. Критики утверждают, что изоляция нарушает право девочек на образование и социализацию, и выражают беспокойство по поводу ритуалов, которые приходится проходить кандидаткам в кумари и содержание которых остается тайной.

Кроме того, они указывают, что ответственность перед множеством верующих — непосильный груз для ребенка. Например, когда 1 июня 2001 года наследный принц Непала девять членов королевской семьи, включая своих родителей, а затем застрелился, это событие с плачем тогдашней кумари Чаниры Баджрачарьи. Поскольку даже легкая улыбка или всхлип «живой богини» трактуется как то или иное предзнаменование, девочки с юных лет приучаются подавлять эмоции.

«Тревожит и бесцеремонность, с какой живые богини в момент наступления первых месячных превращаются в никому не интересных старух, особенно в стране, где есть и другие сильные табу, касающиеся менструации», — журналистка Хелен Льюис в книге «Неудобные женщины». «Другие табу» — это, например, сохраняющаяся в сельских районах изгонять женщин на время месячных из дома, что в холодные месяцы может привести к смерти от переохлаждения.

«Непал ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. В ней говорится, что нельзя эксплуатировать детей во имя культуры, — Сапана Прадхан-Малла, один из ведущих непальских юристов по правам человека, еще в 2001 году. — И все же кумари вынуждена отказаться от своего детства. Вместо этого ей приходится стать богиней. Ее права нарушаются».

В мае 2005 года адвокат Пун Деви Махарджан иск в Верховный суд Непала, назвав традиционную практику избрания девочек в качестве кумари, которые должны соблюдать определенные социальные ограничения и присутствовать на религиозных праздниках, нарушением прав ребенка. В апреле 2006 года профессор Чунда Баджрачарья подала в Верховный суд встречный иск против Махарджан, в котором утверждала, что традиция должна быть сохранена как наследие многовековой истории Непала. «Люди, не понимающие культуру, не должны комментировать ее», — она. В 2008 году, когда монархия в стране уже пала, суд вынес решение сохранить институт кумари. Чтобы соблюсти права детей, действующим кумари предоставили содержание, бывшим — , а также их обучение.

О важности говорит и бывшая кумари Чанира Баджрачарья. Многие ее предшественницы вступали во взрослую жизнь неграмотными («Раньше люди думали, что раз она богиня, то она все знает. И кто осмелится учить богиню?»). Ей же удалось в университет, сегодня она работает кредитным аналитиком в Австралии.

При этом сама Чанира Баджрачарья остается ярой сторонницей традиции и положительно о своем необычном детстве, которое она провела в статусе кумари в Патане: «Некоторые говорят, что традиция кумари жестока к детям. Но мне она нравилась, и я думаю, что она оставила у меня более глубокие духовные знания, чем у большинства людей. К тому же, я очень хорошо училась в школе, потому что получила частное образование. Быть избранной Кумари было настоящим благословением. Выход на улицу во время большого фестиваля стал одним из моих самых любимых воспоминаний. Я была в центре внимания. И мне всегда открывался лучший вид».

Статья, опубликованная в Journal of Global and Historical Anthropology в 2013 году, еще один аспект этой необычной традиции: для властей страны она стала политическим активом. А потому, как считают авторы, отвечая на критику превращения девочек в объекты поклонения, государство будет стараться реформировать внешние атрибуты культа, но не откажется от него.

 
  • Теги
    богиня непал традиции
  • Назад
    Сверху Снизу