По данным Forbes, более 75% компаний в 2024 году вернули основную часть сотрудников в офис.
Но ради чего люди меняют привычный режим? И меняют ли вообще? Разбираемся, как обстоят дела на самом деле: уходят ли люди в маленькие проекты за комфортом или остаются на своём месте, потому что привыкли и готовы мириться с условиями.
Самое главное, что нужно понять, — ничего не случается одним днём. То, что компании возвращают сотрудников в офисы, — это лишь следствие множества факторов: от пандемии, когда всех вынужденно перевели на удалёнку (по сравнению с 2019-м в 2020 году удалёнщиков стало в пять раз больше — 1,2 млн человек, по данным аналитического доклада НИУ ВШЭ), до повышенных требований к безопасности в последнее время.
Потому и формулировка о том, что сейчас происходит какая-то «встряска» и айтишников вдруг резко зовут обратно в офисы, неверная. Разбираемся по порядку, что на самом деле происходит, вместе с вымышленным героем нашей статьи Гибридом Гибридовым.
Но сделать это у топ-менеджера не получилось, и вот почему:
То есть тревожные заголовки появляются, когда наступает очередная волна. Например, когда Гибрид Гибридов и его большая компания построили кампус и решили, что надо бы снова всех позвать в офис. В то же время другие компании не хотят отставать, а потому ориентируются на то, что происходит у коллег. Отсюда и появляются такие новости. И при этом они никогда не говорят о том, что сотрудников массово «загнали» работать офлайн: это всегда только про желание компаний вернуться к прежнему режиму.
Например, мы в ADV тоже следовали тренду: предлагали плюшки вроде завтраков в офис, тимбилдинги и разные активности. Но мы быстро поняли, что это никак не влияет на желание сотрудников менять привычный формат. Ведь люди выбирают не пиццу по средам, а комфорт. Поэтому те, кому нравится работать из офиса, придут и без плюшек.
Реакция у всех разная, но итог один: заставить людей невозможно. Кто-то соглашается, потому что устал работать на диване, скучает по коллективу и по возможности выйти из дома. А кто-то, наоборот, прирос к даче, обустроил себе уютный кабинет, сидит в огороде во время звонков и вообще не планирует возвращаться в город.
Здесь нужно понимать, что нет никаких волшебных слов или статистики, которые бы заставили людей пересмотреть свой выбор. И чем быстрее Гибрид Гибридов это поймёт, тем меньше опытных и ценных сотрудников от него уйдут в компании поменьше, но зато с удалёнкой. Ведь в первую очередь нужно думать не как бизнес, а как человек: у каждого сотрудника свои ритм и мотивация, искусственно возвращать людей в офис не получится.
Но даже при рынке работодателя нельзя забывать о людях: всем компаниям придётся искать баланс между своими бизнес-целями и привычками сотрудников. Важно научиться адаптироваться, слышать людей и договариваться. А ещё — уметь различать, где реальная потребность, а где можно не поднимать очередную волну.
Источник
Но ради чего люди меняют привычный режим? И меняют ли вообще? Разбираемся, как обстоят дела на самом деле: уходят ли люди в маленькие проекты за комфортом или остаются на своём месте, потому что привыкли и готовы мириться с условиями.
Самое главное, что нужно понять, — ничего не случается одним днём. То, что компании возвращают сотрудников в офисы, — это лишь следствие множества факторов: от пандемии, когда всех вынужденно перевели на удалёнку (по сравнению с 2019-м в 2020 году удалёнщиков стало в пять раз больше — 1,2 млн человек, по данным аналитического доклада НИУ ВШЭ), до повышенных требований к безопасности в последнее время.
Потому и формулировка о том, что сейчас происходит какая-то «встряска» и айтишников вдруг резко зовут обратно в офисы, неверная. Разбираемся по порядку, что на самом деле происходит, вместе с вымышленным героем нашей статьи Гибридом Гибридовым.
Что вдохновляет паблики на тревожные заголовки
Гибрид Гибридов — топ-менеджер в бигтехе. Ещё с начала пандемии он почувствовал, что с удалёнкой пришли трудности: у кого-то упала эффективность работы, а в некоторых командах стало сложнее контролировать процессы. Тогда у них в компании после пандемии и началась первая волна возвращений сотрудников в офис или хотя бы переходов на гибридный формат.Но сделать это у топ-менеджера не получилось, и вот почему:
- Тренд сформировался, и изменить его уже невозможно. Люди не хотят привязываться к городу или стране. За время пандемии они поняли, что могут работать откуда угодно — из Еревана, с Бали или хотя бы с дачи под Рязанью. Неважно, где живёт специалист, — главное, что теперь он может ориентироваться на зарплаты в Москве или любом другом городе.
- У компаний есть свои причины, чтобы возвращать людей в офис, и сотрудники это понимают. Гибрид Гибридов вспоминает о возвращении людей в офис, только когда на то есть причина — например, сразу после пандемии или когда достраивается большой кампус для сотрудников и нужно оправдать вложение денег. То есть просто присутствие людей в офисе не нужно — для этого всегда есть повод. По итогу это «мероприятие» всегда заканчивается одинаково — маленькая часть сотрудников возвращается, обычно это те, кому важно общение, привычный ритм, кто соскучился по кофемашине и разговорам у доски. Они принимают новые правила игры и адаптируются.
- А другая часть стоит на своём — эти люди не хотят ездить через весь город только ради того, чтобы «оживить» офис или оправдать вложенные средства. Особенно если с эффективностью всё в порядке — проекты идут, дедлайны не срываются, а команда и так всегда на связи.
То есть тревожные заголовки появляются, когда наступает очередная волна. Например, когда Гибрид Гибридов и его большая компания построили кампус и решили, что надо бы снова всех позвать в офис. В то же время другие компании не хотят отставать, а потому ориентируются на то, что происходит у коллег. Отсюда и появляются такие новости. И при этом они никогда не говорят о том, что сотрудников массово «загнали» работать офлайн: это всегда только про желание компаний вернуться к прежнему режиму.
Например, мы в ADV тоже следовали тренду: предлагали плюшки вроде завтраков в офис, тимбилдинги и разные активности. Но мы быстро поняли, что это никак не влияет на желание сотрудников менять привычный формат. Ведь люди выбирают не пиццу по средам, а комфорт. Поэтому те, кому нравится работать из офиса, придут и без плюшек.
Как реагируют сотрудники на возвращение в офисы
Люди больше не считают офис единственным возможным форматом. Для одних он — возможность переключаться между домом и работой, а для других — потерянные часы в дороге и стресс от суеты. И когда компании начинают грести всех под одну гребёнку, получается не гибкость, а, наоборот, отток сотрудников.Реакция у всех разная, но итог один: заставить людей невозможно. Кто-то соглашается, потому что устал работать на диване, скучает по коллективу и по возможности выйти из дома. А кто-то, наоборот, прирос к даче, обустроил себе уютный кабинет, сидит в огороде во время звонков и вообще не планирует возвращаться в город.
Здесь нужно понимать, что нет никаких волшебных слов или статистики, которые бы заставили людей пересмотреть свой выбор. И чем быстрее Гибрид Гибридов это поймёт, тем меньше опытных и ценных сотрудников от него уйдут в компании поменьше, но зато с удалёнкой. Ведь в первую очередь нужно думать не как бизнес, а как человек: у каждого сотрудника свои ритм и мотивация, искусственно возвращать людей в офис не получится.
Как тогда быть компаниям
Компаниям кажется, что выбор формата работы намного шире желания кандидатов, и бизнес частично прав. Ведь нельзя забывать про сложную ситуацию на рынке: рынок IT меняется, конкуренция растёт. В таких условиях количество проектов может уменьшаться, а число людей, которые хотят работать в сфере, наоборот, увеличивается. И кажется, что это идеальные условия, чтобы диктовать правила.Но даже при рынке работодателя нельзя забывать о людях: всем компаниям придётся искать баланс между своими бизнес-целями и привычками сотрудников. Важно научиться адаптироваться, слышать людей и договариваться. А ещё — уметь различать, где реальная потребность, а где можно не поднимать очередную волну.
Источник









